
«Не унывай, душа моя»
30 апреля 2017 года в МБУ «Музейно–выставочный центр» состоялось культурно-просветительское мероприятие, выстроенное в форме лекции-концерта.
Зрители совершили исторический экскурс во времена становления православия на Руси. Повествование сопровождалось пением фольклорного ансамбля «Воскресение», в исполнении которого прозвучали древние русские духовные стихи и канты XVII-XIX веков, а также современные духовные песнопения.
Традиционно такие песни пели во время постов.
До революции 1917 года, и ещё вплоть до 30-х годов ХХ века - во время Великого поста, на Руси повсеместно менялся привычный ход жизни. На первой «страстной» неделе школьники не учились, посещая каждый день храм, многие крестьяне отправлялись на богомолье к святым местам. На весь период поста прекращались молодёжные вечёрки, запрещались гулянья, не было свадеб, угощений, больших празднований и даже похороны проводились скромнее. Пение песен и игра на музыкальных инструментах считались большим грехом. Но душа русского человека не может жить без песни. И поэтому в Великий пост, «дабы душа не унывала» народ пел особые душеспасительные песни – духовные стихи. И пел он их от избытка любви к Богу, с большим благоговением и благочестивыми размышлениями.
Во все времена русский человек осознавал, что смысл жизни человеческой – это спасение души и вся народная жизнь подчинялась этой цели. Тема очищения своей грешной души и сохранения её для Царствия Небесного прослеживается во всех духовных стихах – этих народных молитвах. Проникнутые необыкновенно глубоким молитвенным чувством, духовные стихи звучат светлым торжественным гимном к Богу, воспитывая в человеке стремление к сердечной простоте и духовному совершенству.
Духовные стихи единственный народный музыкальный жанр, который относится не только к устной, но и к письменной традиции. Одни из первых духовных стихов были написаны в монастырях. Пелись на церковно-славянском языке и на знаменные древние гласы. Специалисты датируют такие рукописи XV -XVII вв. В народной среде исполнителями «псальм» (так называли духовные стихи в народе) изначально были «калики перехожие» — паломники во Святую землю, а позднее бродячие слепые певцы.
Самостоятельную ветвь в духовной лирике образуют поздние православные духовные стихи. Это направление песенного творчества существовало параллельно со старообрядческой традицией. Поэтическим источником таких духовных песен служили журналы «Странник», «Паломник» и другие, издававшиеся в конце XIX - начале XX вв.
В православном духовном пении есть целое направление авторских стихов русских поэтов, начиная с Ломоносова, включая целый ряд поэтов XIX в.: Федора Глинку, Полежаева, Тютчева, Фета, Полонского, Мятлева, Блока, Пастернака и др.
В годы атеизма в народной среде вытравлялось стремление к духовной возвышенности. Результатом этого явилось то, что к 70-80-м годам ХХ века духовные стихи почти полностью исчезли.