Западная Сибирь долгое время оставалась малонаселенной и слабо освоенной. В экономической политике семидесятых годов важное место отводилось развитию производительных сил страны восточнее Урала. После того как геологи открыли Западно-Сибирскую нефтегазовую провинцию - богатейшую по своим запасам, начался этап промышленного освоения открытых месторождений, создание на огромной и совершенно необжитой территории мощнейшего топливно-энергетического комплекса. Город Когалым и возник как раз в связи с освоением группы нефтяных месторождений.

В самом начале 1970-х годов сюда прибыли первые геологи, буровые мастера, бурильщики, которые открыли в недрах земли окрестностей будущего города Когалыма огромные запасы нефти и газа. Для дальнейшего освоения недр Западной Сибири и развития нефтедобычи, в 1976 году на XXV съезде КПСС было принято решение о строительстве железной дороги.

15  марта 1976 года на месте будущего Когалыма приземлился вертолет, прилетевший с целью «привязки станции Коголымской к местности». Вертолетчики, ориентируясь по карте, должны были определить место строительства будущей станции. Началась прокладка железнодорожной магистрали Сургут - Уренгой, так появилась станция Коголымская. Быстрыми темпами стала развиваться новая жизнь: год спустя на месте палаточного городка стоял посёлок Пионерный, в котором насчитывалось более тысячи  жителей. На территории между реками Ингу-Ягун и Кирилл-Высъягун построили дома для проживания и отдыха, столовую, баню, вышку радиосвязи. В 1978 году был образован Когалымский поселковый  Совет.

Масштабность нефтяных разработок в этом регионе обусловила историческое решение, принятое в 1980 году, о создании города Когалыма как базового для группы нефтяных месторождений. Единый генеральный план был разработан архитекторами и проектировщиками Ленинграда. В строительстве принимали участие специалисты Прибалтики, позже  Азербайджана.