Вы здесь

19.01.2021

ИСТОРИЯ КОГАЛЫМА

   Сегодня в рубрике «История Когалыма» мы расскажем о том, как Когалым впервые был включён в туристические маршруты.
   Северные регионы Западной Сибири долгое время оставались «белым пятном» на туристской карте страны. С открытием месторождений нефти и газа интерес к этой территории значительно вырос. Сюда поехали не только участники грандиозных северных строек, но и туристы, которые помимо уникальной природы и памятников истории и архитектуры старейших городов Сибири, хотели увидеть новостройки Югры и Ямала.
   В 1984 г. в Свердловске был издан «Путеводитель по Тюменской области», который предлагал любителям активного отдыха 15 железнодорожных, речных и автомобильных маршрутов.
Маршрут «Тюменский стальной меридиан» получил название по названию железной дороги, идущей от Тюмени на север, к Полярному кругу. Протяжённость железнодорожного маршрута составляла 1332 километра, он начинался в Тюмени, проходил через Тобольск, Сургут, Ульт-Ягун, Ноябрьск, Коротчаево до Нового Уренгоя.
   Путеводитель так описывает участок маршрута, на котором расположен Когалым:
«…За мостом, с 26-го до 100-го км, дорога идёт вдоль левого берега реки Ингу-Ягун, самого большого притока Тромъегана, его длина 250 км. Река мелкая, ширина летом около 80 м. В её пойме много озёр-стариц, проток, болот.
В этих местах в названиях рек обычно присутствуют «еган», «ягун», «юган». Всё это на разных диалектах хантыйского языка обозначает одно – «река». Первая же часть названия описывает её признаки: цвет воды, извилистость, наличие рыбы.
   На 846-м км, возле берега реки Ингу-Ягун, находится станция Коголымская. Прежде здесь тысячелетиями шумела тайга. В мае 1976 года сюда прибыли первые строители – 13 человек. Жили в палатках, срубили временный посёлок. Летом им помогали студенческие отряды из Харькова. Сюда можно было попасть только вертолётом, лишь позже построили взлётную полосу для АН-2.
   По пути к станции Ноябрьская местность постепенно повышается. Приближаются Сибирские увалы».