Вы здесь

14.10.2021

Культурно-выставочный центр Русского музея

   Сегодня в рубрике Культурно-выставочного центра Русского музея предлагаем узнать вам, дорогие друзья, об одном из известных художников-передвижников.
   Один из учредителей Товарищества передвижных выставок Василий Григорьевич Перов – художник, не нуждающийся в особом представлении. Его картины проникнуты острым сочувствием простому народу и суровым обличением несправедливости в русском обществе. Картины «Тройка, «Чаепитие в Мытищах», «Проводы покойника» - знакомые нам с детства, они никого не оставляют равнодушными!

   Но не только жанровыми, остросоциальными картинами известен Василий Перов. Обращаясь к жанру портрета, художник демонстрирует недюжинный талант портретиста. «Что ни тип, что ни лицо, что ни характер, то особенность выражения всякого чувства. Глубокий художник тем и познается, что изучает, подмечает все эти особенности и потому его произведение бессмертно, правдиво и жизненно», - писал Перов.

   Активно работать в жанре портрета художник начал в 1868 году. В своих портретах он продолжил традиции лучших мастеров портретной живописи России XIX века, но сумел внести и новые черты: он стремился воссоздать на холсте не только конкретные личностные черты человека, но и показать неисчерпаемость его духовного мира.

   В. Г. Перов один из первых, кто написал целую галерею портретов русских деятелей науки, искусства и литературы – В. И. Даля, А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, А. Г. Рубинштейна и т.д. Один из них, портрет И. С. Тургенева, представлен на выставке в Культурно-выставочном центре Русского музея в Когалыме.

   Иван Тургенев был одним из самых значимых русских писателей XIX века. Как и передвижники, стремился к реализму в своем творчестве и тонко чувствовал и описывал в своих романах изменения в обществе. Благодаря именно Тургеневу в русском языке появился термин «нигилист», а любимыми героинями его романов были «тургеневские барышни», собирательный образ которых актуален и сегодня. Его произведения восхваляли и жестко критиковали, запрещали печатать, а Тургенев всю жизнь искал в них путь, который привел бы Россию к благополучию и процветанию.

   Французский писатель Ги де Мопассан так описывает первую встречу с Тургеневым: «…Отворилась дверь – явился гигант. Гигант с серебряной головой, как было бы сказано в волшебной сказке. У него были длинные седые волосы, густые брови и большая седая голова, настоящей белизны серебра, отливающей блеском, спокойное лицо, с чертами несколько крупными. И у этого колосса были жесты детские, боязливые и сдержанные. Он говорил очень тихо, голос был несколько мягок…»

   Фигура писателя в черном сюртуке почти сливается с темным фоном, оттененным бордовыми подлокотниками кресла, но в руке, держащей книгу в красивом переплете, чувствуется напряжение. Герой не торопится открыть зрителю, да и художнику, свою душу, сохраняя привлекательность тайны.