Вы здесь
Культурно-выставочный центр Русского музея
Сегодня в нашей постоянной рубрике Культурно-выставочного центра Русского музея мы поведаем вам о картине одного из художников-передвижников, Николая Петровича Богданова-Бельского, «У дверей школы».
Крестьянские дети и сельская школа — это любимая тема произведений русского художника Николая Петровича Богданова-Бельского. Он всю свою жизнь не переставал рисовать детей, которых любил, считал смышлеными, бесхитростными и очень искренними.
Сам живописец «вышел из народа», сын бедной батрачки, он смог, благодаря трудолюбию, силе духа и «счастливой звезде» в виде учителя Сергея Александровича Рачинского, стать профессиональным живописцем. С.А. Рачинский заметил таланты пятилетнего мальчика и похлопотал об устройстве юного дарования в школу, и пока тот учился, всячески помогал ему. Художественное образование Богданов-Бельский получил в иконописной мастерской, а затем в художественном училище в Москве. Своё мастерство он оттачивал в написании пейзажей родной Смоленщины, преуспел в портретном жанре. Но подлинную славу принесли ему полотна, посвящённые детям, их обучению. Одна из них — «У дверей школы».
Картину «У дверей школы» можно назвать автобиографической для Богданова-Бельского. Возможно, когда-то вот так и сам мальчик Коля стоял на пороге класса сельской школы в селе Татево. Глядя на картину, вспоминается стихотворение Некрасова:
«- Ну, пошел же, ради бога!
Небо, ельник и песок -
Невеселая дорога...
Эй! садись ко мне, дружок!
Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь...
Не стыдися! что за дело?
Это многих славный путь.
Вижу я в котомке книжку.
Так учиться ты идешь...
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош...»
Подобно герою стихотворения, мальчик на картине в рваном тулупчике и разбитых от дальней дороги лаптях, с дорожным мешком за спиной и посохом в руках, он остановился в нерешительности. Как встретят его здесь? Светлый класс начальной сельской школы, на стене географическая карта, репродукция картины, иконы в углу, школьная доска, за партами ученики, лица которых обращены к нежданному посетителю. Осталось только набраться храбрости и переступить порог.