Вы здесь

23.06.2022

КВЦ Русского музея

   Сегодня в нашей постоянной рубрике «Культурно-выставочный центр Русского музея» мы расскажем о картине, на которой изображен портрет великой княгини Екатерины Алексеевны в исполнении живописца и портретиста  Алексея Петровича Антропова. 

   Летом 1745 года состоялась свадьба Петра Федоровича и немецкой принцессы Софии-Фредерики-Августы Ангальт-Цербстской, в православии получившей имя Екатерины Алексеевны. Привезенная в Россию 14-летней девочкой, она сразу полюбила новую родину. Обладая незаурядными способностями и трудолюбием, Екатерина выучила русский язык, интересовалась русской историей и обычаями. За основу своего поведения будущая правительница взяла принцип – нравиться всем, что ей блестяще удавалось, благодаря природному обаянию и актерскому таланту. Будучи великой княгиней и женой наследника престола Екатерина Алексеевна была изображена Георгом Христофом Гроотом, придворным художником. Новый тип портрета – парадный - подчеркивал ее новый статус. Екатерина Алексеевна изображена с лентой, звездой и крестом ордена Св. Екатерины, в парчовом платье с тончайшими кружевами и драгоценным подарком Елизаветы Петровны – серьгами и брошью-пластроном. Этот тип портрета, одобренный императрицей, многократно повторялся как автором, так и другими художниками.
   В КВЦ «Русского музея» экспонируется повторение, исполненное в 1753 году известным русским художником Алексеем Петровичем Антроповым. В эти годы Антропов – мастер монументально-декоративных произведений – заявляет о себе как о портретисте. Он пишет портреты царских особ для строящихся дворцов и официальных учреждений. Известно, что для одних только триумфальных ворот в 60-е годы он исполнил 8 портретов 2 императрицы, несколько - для Синода и др. Обычно они исполнялись «с образца Гроота», что не умаляет достоинств художника и произведения. Живописец может вложить в портрет свое отношение к предмету изображения, превзойти оригинал по качеству живописи и даже подписаться своим именем. Следует отметить, что Екатерина никогда не позировала русским художникам (за исключением Ф.И.Рокотова), так что все остальные «довольствовались» оригиналом, исполненным иностранным мастером, например, Гроотом.