Вы здесь

28.04.2022

Рубрика Культурно-выставочного центра Русского музея

   Друзья, сегодня в нашей постоянной рубрике Культурно-выставочного центра Русского музея мы решили рассказать о картине из выставки «Женщины в русском искусстве» под названием «Накануне праздника» и художнике, ее написавшем.

   Рачков Николай Ефимович (1825, Нижний Новгород — 12 апреля 1895, Москва) русский живописец и график. Родился в семье учителя рисования, брат художника П.Е. Рачкова. Родившийся в Нижегородской губернии, Николай Ефимович Рачков начинал свой путь в живопись в уже ставшей известной к тому времени Арзамасской художественной школе, основанной в 1805 году патриотом и академиком живописи А.В.Ступиным. Продолжил обучение в Академии художеств, в которой в 1844 году получил малую серебряную медаль. В следующем году Н. Рачкову присваивается звание неклассного художника портретной живописи. В 1846 помогал Ступину руководить школой.

   В дальнейшем, до конца 1850-х, переезжал из города в город, занимаясь, наряду с живописью, литературным творчеством. С 1860 жил в Москве. И в 1861 году стал членом Московского общества любителей художеств, входил в состав Комитета МОЛХ; с 1863 — участник выставок Общества. Отличаясь весьма высокой наблюдательностью, Николай Ефимович Рачков нашел свое призвание в двух жанрах изобразительного искусства — портрете и бытовой композиции. Его многочисленные женские и детские головки, и незатейливые сценки с очаровательными персонажами пользовались большой популярностью у широкого круга любителей живописи.

   Наиболее значительной работой Н. Рачкова 1860-х годов явилась картина «Накануне праздника». На заснеженной улице под аркой, ведущей в церковь, у небольшого столика с иконой (возможно, Св. Николая Чудотворца, чей праздник приходится на 19 декабря) и тарелкой для подаяний примостилась на грубо сколоченном деревянном стуле старая женщина. Подняв меховой воротник, засунув руки в старую заплатанную муфту, она вся сжалась от холода, ожидая, когда пойдут на праздничную службу прихожане, бросят ей монетку-другую и попросят помолиться за родственников, а, может, просто из жалости.

   Художник тщательно выписывает лицо старушки: измученное, исхудалое, изрезанное глубокими морщинами, с задумчивым взглядом печальных глаз, оно не может оставить зрителя равнодушным. Картина «Накануне праздника» - глубоко драматическое произведение, полное любви и сочувствия к женщине, оставшейся в старости в нищете и одиночестве. Возможно, героиня живет в богадельне - приюте для бездомных, стариков и инвалидов, которые обычно возникали при больших храмах. Осень - лаконичное, живописное решение картины, построенное на коричневых и серых тонах (в духе В.Перова), призванное подчеркнуть ее безрадостную (несмотря на грядущий праздник!) драматическую интонацию. Линии согбенной спины старушки повторяются в плавных линиях архитектуры свода церкви.

   В 1878 году картина «Накануне праздника» была отправлена на парижскую Всемирную выставку.