Вы здесь

27.07.2022

Рубрика "PROМУЗЕЙ"

   Сегодня в рубрике «PROмузей» мы расскажем об уникальных изделиях мастеров палехской лаковой миниатюры, поступивших в фонды Музейно-выставочного центра в 2022 г. 

   Палехская роспись – это вид декоративно прикладного творчества, который зародился в селе Палех Владимирской губернии (сейчас – в Ивановской области). С XVII в. село Палех известно как центр русской иконописи. Мастера из Палеха участвовали в росписи Грановитой палаты Московского Кремля, Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего монастыря. Палехскими иконами восхищались Николай Некрасов, Николай Лесков, Антон Чехов. 
   После революции 1917 г. художники Палеха были вынуждены искать новые формы реализации своего творческого потенциала и пришли к жанру лаковой миниатюры на шкатулках. Первые же работы в новом жанре получили диплом первой степени на выставке Академии художественных наук, а в 1924 г. палехские шкатулки произвели фурор на Венецианском художественном вернисаже, также палехская роспись получила золотую медаль на Всемирной выставке в Париже. Работы палехских мастеров стали статьей экспорта, расписные шкатулки покупал Внешторг и продавал за границей. 
   Стиль палехской живописи имеет ряд особенностей, а именно: плавность, тонкость рисунка, чёрный или тёмный фон, большое количество штриховки, выполненной золотым цветом, чёткость, вычерченность силуэта упрощенных фигур. Сюжеты позаимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен. Декоративные пейзаж и архитектура, изящность вытянутых пропорций фигур, динамичное сочетание красного, жёлтого и зелёного цветов, – всё в изделиях с палехской миниатюрой восходит к древнерусским традициям.
   До настоящего времени палехские мастера расписывают шкатулки вручную по традиционной технологии, многие сюжеты – авторские. 
   Приобретение предметов русского традиционного декоративно-прикладного искусства позволит не только использовать их в выставочной деятельности Музейно-выставочного центра, но и позволит воспитанникам студий, работающих на базе музея, включить в практические занятия работу с уникальными подлинными предметами.